Горячая линия
8-918-121-20-20
Городской
27-903-27
350015 г. Краснодар, ул. Северная, 303, оф. 406
E-mail: ug-city07@mail.ru
Поисковая фраза
Месяц
Выбрать программу
Выбрать форму обучения
Главная > Статьи > Проверки ФНС. Налоговые комиссии.
Проверки ФНС. Налоговые комиссии.

Уведомление о  предстоящей проверке со стороны ФНС — не самая лучшая новость для бухгалтера и директора, даже если компания абсолютно «чиста» и законопослушна. Никакая организация не застрахована от пристального внимания налоговой инспекции, и потому лучше заранее узнать с чем, возможно, придется столкнуться на комиссии в ФНС.

Комиссии, проводимые ФНС.

Проверки ФНС

Проверки ФНС

  1. По НДС. Наиболее частая причина назначения комиссии — наличие разрывов по НДС с поставщиком. Стоит заранее отметить, что подобного термина не встретить в НК РФ. Поиск разрывов по НДС регламентирован внутренними ведомственным инструкциями ФНС. Тем не менее, это одна из наиболее часто встречающихся причин назначения проверки.
  2. Убыточная. Предметом обсуждения становится расчет убытка в декларации по налогу на прибыль. Сотрудники ФНС требуют его уменьшить или убрать вовсе.
  3. По налоговой нагрузке. Комиссия инициируется в том случае, если налоговая нагрузка компании оказывается ниже средней по отрасли/сфере деятельности.
  4. Зарплатные. Объект подозрения инспекторов — чрезмерно низкая заработная плата по сравнению с уровнем зарплат в других компаниях той же отрасли, либо же зарплата вовсе ниже МРОТ.
  5. По долгам. Причиной является существенная непогашенная задолженность компании по налогам, взносам, отчислениям, пеням перед ФНС.

Когда ФНС приглашают на комиссию по НДС

Ситуация

Что не нравится налоговой службе

Наличие разрывов по НДС с непосредственным поставщиком

Поставщик не отразил выданную вашей компании счет-фактуру в собственной декларации, сдал «нулевку», либо вовсе проигнорировал необходимость отправки отчета в ФНС.

Также возможна ситуация, когда с документами всё в порядке, счет-фактура отражена, но фактически компания-поставщик не перечисляет средства в бюджет в полном объеме.

Наличие сложных разрывов

В данном случае, под подозрение попадает не непосредственный поставщик, а контрагент, располагающийся на 2-м, 3-м звене цепочки сделок. Например, это может быть продавец у которого товары приобрел для перепродажи непосредственный поставщик вашей компании. Налоговики в таком случае говорят об искусственно созданной цепочке с несколькими звеньями, чтобы завысить вычеты.

 

Как вести себя на комиссии?

Для бухгалтера или директора комиссия в ФНС — гарантированный стресс. Даже в случае полной прозрачности деятельности компании, Вам необходимо грамотно и ответственно подойти ко встрече с инспекторами, чтобы не допустить излишних подозрений с их стороны.

Налоговые комиссии

Налоговые комиссии

Старайтесь не поддаваться на провокационные вопросы и сохраняйте спокойствие на протяжении всей беседы.

По возможности ссылайтесь на законы, постановления и прочие нормативно-правовые акты в своей аргументации, тем самым подкрепляя собственную позицию, и демонстрируя налоговикам высокий уровень юридической грамотности. Это позволит снизить накал беседы и перевести её в деловое русло.

Требуйте занести в протокол всех инспекторов, задающих вопросы, а также собственные замечания. Это ваше право согласно (п. 3 ст. 99 НК). В случае отказа со стороны налоговиков, фиксируйте свои замечания и вопросы в собственном блокноте, чтобы не забыть о них по окончанию встречи.

Осторожно относитесь к инициативам со стороны налоговиков. Не соглашайтесь на рискованные способы учета, которые могут предлагать инспектора, как наиболее быстрый и простой способ выхода из сложившейся ситуации. Важно помнить, что у инспекторов есть план, который необходимо выполнять, поэтому не все рекомендации могут быть полезны именно вам, например:

  • Предложение об учете расходов на счете 97. С точки зрения НК РФ (ст. 54.1) это расценивается как регистрация в бухучете мнимого объекта.
  • Иной «дружеский» совет — раздробление вычета НДС по основному средству на разные кварталы. Если пойти на поводу инспекторов, то существует риск вовсе потерять вычет (письмо Минфина от 04.09.2018 № 03-07-11/63070).

Полезные советы по психологической защите.

Любимый метод проверяющих, в том числе и налоговиков — запугивание. Инспекторы могут в красках рассказывать о последствиях, которые непременно ждут компанию и лично бухгалтера, если ослушаться их наставлений.

В подобной ситуации применяйте эффективный психологический прием «заземлиться». Сядьте ровно, упритесь подошвами в пол. Вначале согласившись с «серьезностью» ситуации, дайте выговориться инспектору, после чего забирайте инициативу себе. Задавайте уточняющие вопросы по предшествующей речи инспектора, расспрашивайте о деталях, ставьте инспектора в позицию защищающегося, вынужденного искать дополнительные подтверждения собственным ранее сказанным словам, вынужденного терять уверенность. Используйте аргументацию налоговиков против них самих.

Также возможна ситуация, когда на комиссию приходит целая группа инспекторов против 1-2 представителей компании. Цель — задавить числом и подавить психологически, создав довлеющую атмосферу, сыграв на детских страхах любого человека. Поможет следующий способ: представьте себя ребенком в помещении где происходит разговор. Найдите удобное для себя-ребенка место и мысленно оставайтесь там, занимаясь чем-нибудь интересным. Как итог, детская сторона вашей личности занята чем-то приятным, находясь в безопасности, а взрослая может вести предметный разговор даже с десятком других взрослых.

Еще одна классическая тактика — «хороший и плохой полицейский». Подобная игра всем нам известна по кино. Один инспектор ведет себя нарочито агрессивно. Второй же являет полную противоположность, будучи вежливым  и добродушным. Как только вы явно поняли, что имеете дело с подобной манипуляцией — вы сразу же становитесь хозяином положения. Дайте понять «полицейским», что вы раскусили их трюк и предложите прервать разговор до тех пор, пока они не будут готовы к конструктивному общению.

Если же беседа становится действительно невыносимой, сбейте наступательный порыв инспектора чем-то для него неожиданным. Например, уроните карандаш, подвиньте стул, смените позу, измените громкость голоса.

И, напоследок, самый важный совет: не рассказывайте то, чего не было. Не пытайтесь обмануть инспектора вымышленной историей, даже если она вам кажется правдоподобной. Рано или поздно вы запутаетесь в деталях и вас уличат в обмане. Исправить ситуацию будет очень непросто.